Таверна "Тяпница"

Курилка, таверна, темы ни о чём)
Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Slip писал(а):
Ягайло писал(а): Застолблю эту пятницу. Поведем беседу о бестиарии, вымышленных (или не совсем) существах. Да не об орках всяких заморских, а только тех кто проживает рядом с нами территориально.
Тема хорошая, но, боюсь, она все-таки выйдет за рамки обсуждения только проживающих «рядом с нами территориально», по крайней мере в комментах ))
В обсуждениях было бы интересно и узнать "откуда ноги растут" у того или иного мифа, по крайней мере я свое мнение выскажу, но и каждого может быть своё. А по поводу выхода из границ - на все есть аналоги)))))
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Бурый Мишка
Шериф этой территории
Сообщения: 6635
Зарегистрирован: 15 дек 2017, 15:33
Награды: 10
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4711 раз
Поблагодарили: 4445 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Бурый Мишка »

Ягайло, Существа из славянских мифов и легенд?)
— Может, действительно, сейчас по пиву, а завтра все это с чистой головой?
— Железная логика — сейчас по пиву, а завтра с чистой головой. :D

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Бурый Мишка писал(а): Ягайло, Существа из славянских мифов и легенд?)
Зависит от того сколько историй пройдет отбор, легенды и мифы же не только у славян, но и калмыков, балкарцев, татаров... неповеришь но даже у якутов есть свои мифы и легенды. А это все наш дом - территориально)
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Бурый Мишка
Шериф этой территории
Сообщения: 6635
Зарегистрирован: 15 дек 2017, 15:33
Награды: 10
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4711 раз
Поблагодарили: 4445 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Бурый Мишка »

Ягайло, Верю)) У всех народов есть свои "бабайки") А что за отбор?
— Может, действительно, сейчас по пиву, а завтра все это с чистой головой?
— Железная логика — сейчас по пиву, а завтра с чистой головой. :D

Аватара пользователя
Slip
Победитель первого конкурса
Сообщения: 1748
Зарегистрирован: 19 дек 2017, 23:57
Награды: 10
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 1123 раза
Поблагодарили: 2506 раз
Контактная информация:

Таверна "Тяпница"

Сообщение Slip »

А вот интересно проследить наши доморощенные аналоги заморской нечисти )) Скажем, есть ли в отечественной мифологии зомби, или нечто подобное? И если да, то как они называются?
Последний раз редактировалось Slip 03 апр 2018, 15:00, всего редактировалось 1 раз.
Сочиняю истории | fantstories.ru

Аватара пользователя
Бурый Мишка
Шериф этой территории
Сообщения: 6635
Зарегистрирован: 15 дек 2017, 15:33
Награды: 10
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4711 раз
Поблагодарили: 4445 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Бурый Мишка »

Slip, зомби не помню, но есть упыри, это что-то типо гулей из восточной мифологии.
— Может, действительно, сейчас по пиву, а завтра все это с чистой головой?
— Железная логика — сейчас по пиву, а завтра с чистой головой. :D

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Бурый Мишка писал(а): Ягайло, Верю)) У всех народов есть свои "бабайки") А что за отбор?
Отбор? Ну я же должен из сонмище чуда-юд выбрать скажем топ 30. Обо всех сразу не рапскажешь, ведь так?
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Задавшись целью составить для себя бестиарий "наших родных" вымышленных (и не совсем) существ, я столкнулся с одной, но очень большой проблемой. Почти все существа имеют "два комплекта одежды": дохристианского периода и после "крещения Руси". Поэтому изначально задуманного мною формата просто набора статей о существах не получится, ибо эта проблема пронизывает такую идею насквозь. Поэтому, "переобуюсь на ходу" и поговорю о вымышленных существах, влиянии на них христианской религии, ну и всё таки там где это возможно, попробую высказать конкретно своё предположения о происхождении этих существ.
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Начнём с такого массового вида злобных существ, как черти. Лично я предполагал, что именно они то пришкандыбали в наши сказки и легенды под руку с новой религией. А вот оказывается и нет. Конечно христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на формирование образа покрытого шерстью, рогатого, хвостатого, обладателя копыт и свиного рыла. Образ же чёрта дохристианского происхождения отличается от человеческого - остроголовостью (или волосами стоящими дыбом, шишом), иногда черти даже имели крылья за спиной.
Происхождение этой нечисти связывается с мифом о падших ангелах, уставших славить бога, сброшенные с неба, они попадали кто в лес, кто в поле, кто в воду, превратившись в духов отдельных урочищ. И уже не разобрать языческий ли это миф или христианский. Если языческий, то какого именно бога, они устали славить? Рода - общеславянского бога, создателя всего живого и сущего? Да и он стал главным славянским божеством лишь в 1970-90х, в реконструкции пантеона предложенного Б.А. Рыбаковым. О потребности в наличии славящих их ангелах, не известно ни у одного славянского божества. Христианский? Скорее да, одним этим мифом они подменили нам всех "стихийных" существ водяного, лешего и т.д. Значит версию о происхождения чертей на земле, отметаем так как она была сочинена с целью подмены одних мифов другим об уже существовавших несуществующих существах. Эка завернул... сам удивляюсь.
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Дались бы эти черти, всё бы ничего, да был у славян злой дух по имени Анчутка (помесь черта и утки), жили они в воздухе то в воде. Да это не опечатка, жили, потому что Анчуток было много, это не имя персональное, а отдельный вид. Вот как описывают их: рост составляет несколько сантиметров, тела их покрыты шерстью, а характерной особенностью являются наличие крыльев и отсутствие пяток. Стоп пятки отсутствуют, опять копыта? Оказывается нет, с облегчением для себя отыскал такую фразу "...сами маленькие, черненькие, мохнатенькие, ножки ежиные, а голова гола" (А.М. Ремизов, "Банные анчутки"). И это только один вид пускай и помеси но с чертом (!) доказывающий его дохристианское происхождение.
Когда же чертей загнали в преисподнюю мучить грешников, анчутки перевелись, став обычными чертями, а вместе с ними перевелись и кузутики, куляши, лоймы, опивни, рохдулаи, шешки и шолышны.
Да, всё таки несколько слов о происхождении, ну по моему мнению. Человек такая сволочь, что во всех бедах, у него должен быть конкретный виновный, сам же накосячить он не может! И даже если виновного нет, то его нужно обязательно придумать. Вот еще один интересный вид как раз в тему.
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Злыдни - в славянском фольклоре мелкие пакостные создания. Обитают они в различных местах, болотах, оврагах, рощах, но чаще всего в избах в качестве духов, олицетворяющах недобрую судьбу. В последнем случае они невидимо сидят у хозяина дома на плечах или располагаются прямо в доме, принося различные беды и несчастия.
В некоторых местностях народ представляет злыдней в образе невидимых стариков-нищих: где они поселятся, там вечно будет бедность.
От злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить на дороге. Кто их освободит к тому они и перейдут.
"Было два брата - один был бедный, другой богатый. Богатый женил сына, а бедного и не звал даже, но тот сам пришел; богатый посадил его возле припечка; богатых гостей угощали тем что получше, а бедного брата так чем поплоше; подпил брат и домой пошел, а идти лугами, место низкое, трясина. Идёт с женой и поют, а слышит три голоса и говорит жене: "что это такое? нас двое, а три голоса слышно". Он спросил: "кто ты такой?" и он (голос) отвечал: "мы твои Злыдни, оттого ты и бедный". Он тотчас увидал их и давай колом бить; убил, отволок у трясину,то место загрузил и потом там заткнул кол. Вот через несколько времени стал он заживаться, поравнялся с тем уже богатым; тот богач спрашивает: "оттчего ты так разбогател?" Чего да чего? - он и рассказал. Тот позавидовал; пошел на то место, где они (Злыдни) были погружены,вынул кол, и они повылазили - их было три; он от них идет - они за ним идут; он говорит "идите к тому брату, у которого были", а они - "нет, мы теперь к нему не пойдём: он сильно бьётся, мы пойдем к тебе." И пошел. И с тех пор, он стал таким бедным, каким был его брат."
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Наша языческая высшая лига, "стихийные существа" водяные, лешие, домовые и т.д. Тоже разительно меняются в один момент, причем как нравом так и видом. Если в дохристианской древности их нельзя было назвать ни злыми, ни добрыми, а этакими своевольными духами, охраняющими места своего обитания. Относившего к существу или его жилищу без почтения, либо наносящего вред они наказывали в особых случаях даже убивали. А потом в одночасье все они стали злыми духами, "не иначе как падший ангельский десант" сменил рачительных хозяев своих мест.
К примеру водяной из старика опутанного тиной, с большой бородой похожей на водоросли и зелёными усами, вместо ног имеющего рыбий хвост и такие же рыбьи глаза, приобретает черты животного лапы вместо рук и рога на голове. Ох уж эти рога, черти так и не выходят из моей головы.
Водяной ревностно охраняет свой водоём и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося, дух способен сильно покалечить и даже утопить. Если же к нему отнестись с уважением и преподнести дар, то водяной может и вознаградить, например даровать хороший улов. От скуки любит попроказничать, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, откроет глаза, рассмеётся и плюхнется обратно в воду.
В своем водоёме имеет полную власть, поднимает волны, ускоряет и замедляет течение, ему подчиняются рыбы и прочая живность чья среда обитания скрыта под поверхностью воды.
Днём водяной предпочитает оставаться на дне водоёма, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему дух предпочитает передвигаться верхом, чаще всего на соме. Живут семьями, обычно у водяного множество жен - русалок. Утянутые духом на дно люди остаются у водяного в услужении, развлекая хозяина водоёма или выполняя какие-либо поручения. Можно от такой участи и откупиться, но цена будет соизмеримая - придется отдать своего первенца.
Иногда выходит на сушу и является в ближайших селеньях, с левой полы водяного постоянно капает вода.
Водяные соотносятся с чёрным цветом: им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, на водяных мельницах обычно держали черных животных, любезных водяному.
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Болото же, в отличие от водоёмов, считалось местом обитания "нечистой силы" - злобной. Вот его хозяин был изначально злым духом, ещё при язычестве. Вспомним одни пословицы: "Было бы болото, а черти найдутся"; "Сидит, как чёрт в болоте"; "Не ходи при болоте - черт уши обколотит" и т. д. Даже в заговорах нечистую силу отсылают "на леса, на болота".
Имён у болотного хозяина множество, скорее всего это показатель того, что славяне никогда не выступали единым племенем, состоя из множества племенных родов: болотник, болотный, болотяник, болотный дедко, шут болотный. Иногда его даже путали с водяным или лешим, или считали разновидностью этих персонажей.
Представляют болотника угрюмым неподвижным человекообразным существом, сидящем на дне болота, безглазым и тучным, покрытым слоем грязи и тины, увешанным водорослями, улитками, рыбьей чешуёй. В отличие от другой нечистой силы, болотник не умеет менять свой облик. У него нет ни жены ни детей.
Болотник заманивает свои жертвы, людей и животных, в самую трясину. Так как он не имеет глаз, добычей его становится тот кто ведёт себя в окрестностях болот довольно шумно, привлекая к себе внимание хозяина. Наметив жертву, болотник начинает заманивать её крякая, мыча, издает стоны или просто хохотом. Застрявшую в трясине жертву болотник хватает за ноги и втягивает в глубь.
Гибнут болотники лишь когда высыхает их вотчина, зимой, когда болото частично вымерзает, ложатся в спячку.
У белоруссов была целая иерархия для этого вида нечисти. Самым старшим считался "оржавник" - покрытый грязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами. Чуть младше был хозяин багна - "багник". Угрюмое, неподвижное, грязное существо, одиноко живущее на дне багна. Заметить его можно по пузырькам поднимающим на поверхность, а также по мелким бледным огонькам появляющимся на болоте. Самым младшим считается просто болотник.
На Русском Севере часто наделяли болота не хозяином, а хозяйкой - болотницей. В отличие от болотника, женская её ипостась неописуемо прекрасна и бесстыдна, считалась родной сестрой русалкам. Живёт болотница в белоснежном цветке кувшинки с котёл величиной. Никогда не показывает свои ноги ибо её сразу распознают так как они гусиные, да еще и с черными перепонками. Увидев человека, болотница начинает горько плакать, призывая её утешить, но стоит к ней сделать хоть шаг по самому болоту, злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь. Чаще она прыгает на шею, обвивает её ногами, а руками закрывает глаза, человек в испуге начинает бросаться из стороны в сторону, пока не... буль буль
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Ну перейдем на более твёрдую землю и тут нас встречают леса, богато раскинувшиеся по всей нашей Родине... ну по крайней мере в те времена... ну по крайней мере мне хочется в это верить.
Конечно главный хозяин леса - Леший. Он считался духом и хранителем своей зелёной среды обитания, не вяжется с образом падшего ангела верно?
Леший выходит к нам в образе старика с длинной бородой, серо-зелёнными запутанными волосами, в которых в изобилии присутствуют листья и ветки. От человека его отличает большие светящие зелёные глаза. В своей вотчине он хозяин и способен даже менять собственный рост по необходимости, может достать головой до верхушек самых высоких деревьев, а через мгновенье, затеряться в траве.
Лешие предпочитают одиночество, и встретить лес, где обитали бы сразу два лесовика практически невозможно.
Истинные, "языческие", лешие подчиняются богам Яриле и Велесу, и по сути, являются защитниками и смотрителями лесов. Они любят обходить свои владения, но делают это не праздно засунув руки в карманы и насвистывая какой-нибудь древнерусский хит и даже не замышляя какую-нибудь пакость, против рода людского. Лешие смотрят всё ли в порядке, помогают животным, выкорчёвывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему. Любит он и повеселиться, ещё бы, в одиночестве можно и заскучать. Когда совсем разойдется то начинает пугать зверей и птиц, но больше всего ему конечно же нравиться пугать людей. А как же, кто более эмоционален в животном мире - конечно человек. Леший может кричать на разные голоса, искусно подражая не только животным и птицам, но и людям, а когда "шалость" удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши.
Если же его хорошенько разозлить, может и убить человека: или в топь заведёт где уж болотник точно не упустит, или зверей нашлет, а то и вовсе убьёт своими руками, выйдя к человеку в образе огромного медведя. Но чаще он помогает людям, выводя заблудившихся из леса.
По неясным причинам 4 октября (17 октября по юлианскому календарю) леший впадает в неистовство, теряет над собой контроль и начинает ломать деревья, убивать зверей, попадающихся у него на пути, людям в этот день ни в коем случае не стоит попадаться на глаза лесному духу.
Лешим приписывают похищение одиноких женщин, но что-то мне подсказывает, наговаривают на старика, переваливая свою вину на того, спросить с кого невозможно.
И вновь со временем и этот персонаж претерпивает изменение облика, обзаводится зверинными атрибутами - рогами и копытыми. Или все таки не зверинными. Чёрт меня подери! А вот так кстати говорить нельзя вслух, ибо такая нечисть как чёрт вездесуща и может откликнуться на вашу просьбу, ну будем надеяться на их безграмотность.
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Живет в лесах еще один персонаж, про которого хотелось бы упомянуть.
Чугайстер - веселый, жизнерадостный, обросший шерстью человек с голубыми глазами - персонаж украинской мифологии. Наш человек!!!! Пляшет, поёт, охотится за мавками приносящими вред роду людскому. Спрятавшись он поджидает эту пакость, а как увидит, хватает, разрывает на двое и съедает.
Встретив в лесу живую душу, Чугайстер не причиняет ей зла, а вежливо приглашает потанцевать. Танцует он как вихрь, вообще множество черт объединяет его с ветром. Он и сам может быть в образе ветра или вихря. Обычный человек может не выдержать, танец Чугайстера так быстр, что обувь не выдерживает. Хорошего же танцора Чугайстер может и наградить. Во время танца Чугайстер шепеляво напевает, эта шепелявость и есть первый признак того, что он принадлежит к потусторонним существам. Чрезвычайно древние, не всегда обладающие зубами, они могут не выговаривать всех звуков.
Образ Чугайстера зародился на украинских Карпатах. Слово "чугой", "чуганей" (верхней одеждой, которую ткут так, что она имеет вид большой овечьей шкуры с длинной шерстью) с "гайстером" - журавлем.
Выглядит он как мужчина, но высокий как сосна. Ходит по лесу в белой одежде или вовсе без одежды, и его не может убить ни человек, ни зверь, потому что он из нижнего мира. Как представителя нижнего мира его характеризуют еще две вещи. Первая - одноногость, он подобно Бабе Яге, может оторвать себе ногу - и рубить ей дрова. Вторая, его можно призвать свистом, даже не намеренно.
Лесорубы находясь в лесу, и обязательно оставляли некоторое количество еды Чугайстеру на возвышении. Вечером по возвращении если оставленную еду не находили то радовались, потому что можно спокойно спать, Чугайстер был - мавок рядом нет. (Невдомёк лесорубабам, что как раз спать спокойно не стоило, ведь мог быть зверь какой прикормлен ими же).
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Мавки, так не любимые Чугайстером, выглядят как обычные, хотя и красивые девушки, высокие, круглолицые, с длинными косами, украшенные цветами. Но есть один нюанс, касается"отворённости" мавок. Мавка только спереди кажется человеком, если посмотреть на неё со спины, то будет видно все её внутренности.
Обычное времяпровождение мавок в фольклорных рассказах заключается в танцах под музыку дудочек, на которых играет ... не поверите, чёрт!!! Аж голова закружилась и поплыло перед глазами пляшущие нимфы и играющие им на флейте сатиры. Ладно не отвлекаемся. Обнаружить мавок нелегко, человек может идти на звук флейты и их манящий смех, пока не заблудится и не выбьется из сил.
Взаимосвязь христианина с мавкой более затруднена. Считается, что христианин и не увидит мавку.
Один из рассказов передаёт мавке черты практически упыря, который высасывает из человека жизненные силы. Во, упыри!
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Упыри - злобные духи враждебные человеку. Славянские упыри имеют свою достаточно богатую историю. Начало этой истории относится аж к палеолиту и мезолиту - времени тотального доминирования охотничьего хозяйства. Упырям противопоставлялись берегини, время появления этих существ оценивается как первая стадия религиозно-мифологического сознания славян. И те и другие воспринимались людям как духи ушедших (навьи). Упыри являлись духами вероятно чужих людей, иноплеменников, врагов, от этого их злое намерение к живому.
Слово упырь соотносится либо с нетопырём, либо с пером, парением, дуновением. Ассоциация упыря в качестве умертвия с парящим духом и полетом наводит на мысль, что именно по ветру можно с помощью мертвецов насылать болезни (моровое поветрие). Интересный факт, румынское "носферату", второй по распространенности термин для обозначения вампира, считается произошедшим от греческого nosophoros (несущий чуму).
После распространения ингумации вместо кремации происходит эволюционный этап упыря. Злобные твари получают возможность стать ближе к людям, перестав быть духами и обретя телесную оболочку. Упырь является в облике конкретного умершего, одет в ту же одежду, в которой был захоронен. Его потустороннюю сущность выдает необычно красное лицо, отсутствие тени, проваленный нос. Ещё у него толстые от сосания губы и острый как жало язык.
Есть несколько причин упыризации покойника. Велика вероятность если смерть человека была преждевременна (т.е. жизненная сила человека не была до конца реализована) или неестественна: самоубийство, смерть от ран, во время эпидемий. С меньшей вероятностью упырями становились развратники, убийцы, просто злые и жадные люди, а также пьяницы, но они должны были при жизни довести своё грехопадение до ужасного уровня. У южных славян было поверье, что некоторым предназначено подняться после смерти самой судьбой. Это приписывалось тем, кто зачат был в "злую минуту". Только никто не знал когда она проходила или что точно означает этот термин. Ещё одним фактором упыризации было неправильное поведение людей между моментом смерти и похоронами человека. Нельзя передавать над телом покойника предметы и тем более ронять на него, что-нибудь. Нельзя допустить, чтобы через тело покойника перескочило какое-нибудь животное (особенно черная кошка) или перелетела птица. Нельзя, чтобы на покойника капал дождь, а людям которые несут покойника на кладбище, нельзя оборачиваться.
Если же завелся упырь и проявил себя, не обязательно кровопийством. Упыри могли наслать мор причем как на людей, так и на скотину, могли побить градом посевы или наоборот наслать засуху. Тогда на помощь приходил добрый кол (у восточных славян - осиновый, у южных - терновый), огонь, позже в этот список попала и святая вода.
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Перед тем как перейти к более светлому персонажу, немного лесной экзотики.
Абасы (Абаасылар - мн. число) существо якутских мифов, собственно обычные демоны. Злые духи верхнего, среднего и нижних миров. Согласно мифам имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища, реже огромного каменно железного чудовища. Подчиняются абаасылар "великому господину" - богу Улуутуйар Улуу Суорун Тойон, который вместе с абаасылар сумел заложить в человеке некое злое начало.
"Верхнего мира абаасы -
Издревле наши враги,
Нижнего мира абаасы -
Шестизубые остроги..."

В нашем мире абасы появляются из черного камня, похожего на ребёнка. Изначально этот каменный ребенок питается тем же, чем и обычные дети, но повзрослев - начинает с удовольствем кушать людей. Проживают в лесной чащобе, или под землёй, подальше от людей, объеденяясь своими родами, племенами и со своим хозяйством..
Абасаылар создали и продолжают создавать все вредное и гадкое - растения и животных. Вводят людей в искушение, подбивая их на преступления, могут лишить расудка. Насылают на людские селения бедствия и болезни.
Войдя в полную силу абаасылар начинают питаться душами животных и людей. Если человек умирал не достигнув 70-летнего возраста - это означало, что абасы похитил его душу, чтобы съесть.
Каждый абасы имеет персональное имя. Убить абасы не возможно, но их можно изгнать в нижний мир (мир смерти), правда позже они все равно находят пути возвращения, меняя своё обличие (этакий процесс перерождения).
Известно, что Абаасылар боятся колючих кустов шиповника и боярышника.
Даже с приходом христианства, страх перед абаасы сохранил своё прежнее значение. В якутских представлениях абаасылар нисколько не боятся христианских верований и атрибутики, поэтому запросто могут проникать в христианские храмы, церкви, монастыри и часовни. Обряды, связанные с почитанием божеств и духов среднего мира соблюдались якутами и после принятия христианства. В современное время обряды, связанные с почитанием духов-хозяев местности и с охотой в основном сохраняются как дань традиции.
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Ну и теперь просто необходима немного света, чтобы выбраться из всего это лесного ужаса, а поможет нам в этом никто иной как берегиня. Хотя это существо в славянской мифологии представлено довольно абстрактно и информации о ней крайне мало. Зато в её образе напрочь отсутствует негатив. Самое плохое, что можно от неё ожидать, это вовсе не увидеть, в этом случае знайте, она рядом, но в помощи вам отказала посчитав вас недостойным. По легендам, Берегиня защищала путников от нечистой силы - мавок и навок, упырей и прочих её представителей. Она же была защитницей воинов, ушедших на сражение. Но все эти знаки внимания мог почувствовать лишь человек живущий достойно, обладающий чистой совестью и соблюдающий законы предков. Берегиня уверена, что главным мерилом праведности человека являются его поступки и наличие совести.
Обычно изображалась как молодая девушка в светлом платье. Нередко образ её полупрозрачен, словно образ духа. Деревья посвященные берегине - берёза и плакучая ива. Берёзу наши предки считали волшебным деревом, способным противостоять колдовским проделкам чёрных магов, а также защищать от нечистой силы. Не просто же так неизменным атрибутом русской бани стали берёзовые веники, обладающие уникальными лечебными и очистительными свойствами.
День Берегини отмечается 15 июля, если по старому стилю то 2 июля. В этот день полагалось обращаться к ней с просьбами о хорошем урожае, особенно, если речь шла о хлебе. Так как береза считалась деревом защитницы, на праздник женщины и девушки выходили за пределы деревни, находили берёзу кланялись ей и просили счастья в любви, благополучия в доме, здоровья и защиты от недоброжелателей. В старину верили, что если в этот день сорвать берёзовую ветку и спрятать под порог возлюбленного, можно приворожить парня и заполучить его в мужья.
Считается, что Берегинями становятся девушки, которые уже были просватаны, но погибли до замужества. Так же легенды гласят, что Берегини - это духи молодых девушек, которые пострадали от рук злых людей и закончили жизнь самоубийством или были ими убиты.
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Аватара пользователя
Ягайло
Сообщения: 1167
Зарегистрирован: 08 янв 2018, 21:39
Награды: 1
Откуда: Сибирь
Благодарил (а): 1019 раз
Поблагодарили: 914 раз

Таверна "Тяпница"

Сообщение Ягайло »

Ну всё хватит плутать по лесам, идем в деревню, но надо пройти поле, а там нас поджидает.
Ырка - в славянской мифологии злой ночной дух со святящими глазами, выпивающий жизнь у жертв, пойманных в поле. Им становится самоубийца. Не дожив отпущенной ему жизни, ищет, как бы попользоваться чужой жизнью. Напившись, он на минуту набирается теплом жизни и успокаивается. Особенно опасен в ночь на Ивана Купалу. Лешие не пускают Ырку в лес, потому опасен он только в поле. Боится огня, потому к ночующим у костра он не подходит.
Когда человек идёт через поле и появляется чувство, что за ним следят, ни в коем случае нельзя оглядываться, даже если окликают знакомым голосом. Оглянешься или ответишь - нападёт. Надо немедленно: либо трижды сказать "Чур меня", либо "Деде, Прадеде, Пращуре, слышишь? - и издалека послышится "Слышу...". Тогда Ырка отстанет. Вроде как можно прочесть молитву "Отче наш", что спорно. Ведь сий злой дух блуждал по полям ещё до принятия христианства на Руси. Тем кто верует в пришедшую с огнём и мечём религию на нашу землю, может и поможет набор слов пихаемый во все случаи жизни если их Бог действительно истинный. А тем кто нет, всё же стоит оборонятся проверенным пращурами способом, не поддаваясь "веяниям" насаждённой нам религии.
У Ырки имеется помощник, Укрут. Тот ищет детей-шалунов, засовывает в мешок и относит Ырке, который пьёт из них жизнь.
Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело.

Михаил Булгаков

Ответить

Вернуться в «Уютный уголок»