Вольному - воля.
Курилка
- Незабудка
- Тиранка и сумасбродка
- Сообщения: 7688
- Зарегистрирован: 15 дек 2017, 15:24
- Награды: 2
- Откуда: Из прекрасного города Питера
- Благодарил (а): 7960 раз
- Поблагодарили: 8905 раз
Курилка
Это реально по своему сумасшедшие люди... Просто два десятка человек в этот раз выехали по вызову и всю ночь искали потеряшку, расклеивая ориентировки.
Уже, Рин, не всё. За годы работы набралось у отрядов подаренного оборудования - на всех желающих хватит.
Не только. Организация принимает любую помощь, кроме финансовой. Хотите материально помочь - купите хотя бы канцтовары (ту же бумагу и скотч, за ночь ушло пачек пять на ориентировки, плюс рулонов десять скотча). А ещё объявили акцию - помоги литром. Насчёт того, все ли заправки в этом участвуют, напишу позже, проверю.
Вот встретить бы того, кто пишет сценарий моей жизни и спросить: у тебя совесть есть?!
- Dianochka
- Пантера
- Сообщения: 2426
- Зарегистрирован: 14 дек 2017, 08:58
- Откуда: Москва; Palma de Mallorca
- Благодарил (а): 4263 раза
- Поблагодарили: 2163 раза
Курилка
Ну не знаю, наша киса в ухо не мурчит и когти вообще не выпускает.... Залезет на кровать и лежит, минус только один - крутиться неудобно, а я это люблю....Крапива писал(а): ↑26 май 2019, 12:05Я, кстати, на одно ухо чуть не оглохла. Потому что кот мурчит, словно самолет на взлёте. Причём прямо мне в ухо. Не иначе, как из чисто кошачьей вредности. А потом еще и начинает когтями тебя мять по сиськам. Очень приятно, ага.
То ли дело Яша - свернулся клубком и чмокает там сам себе.



Мир создан для того, чтобы я мурлыкала!

- Незабудка
- Тиранка и сумасбродка
- Сообщения: 7688
- Зарегистрирован: 15 дек 2017, 15:24
- Награды: 2
- Откуда: Из прекрасного города Питера
- Благодарил (а): 7960 раз
- Поблагодарили: 8905 раз
Курилка
С сайта ЛА
Алексей Кандыба:
" Усатый сержант поёжился. На улице было ощутимо холодно, хотя и "плюс". Собака, лежавшая у его ног, поднялась, вильнула хвостом и ушла в тепло.
- Слушай, а кто у нас за стенкой спит? Чё за люди? - Кировский акцент стоящего рядом прапорщика невозможно было ни с чем спутать.
- Бл#, не поверишь, Сергеич. Волонтёры. Ну, добровольцы. Хрен знает откуда припёрлись.
- Типа, нахаляву нашу работу делать приехали?
- Вроде того. Да только очень они уж... Странные.
- Чё странные-то? Дети какие-то. Дети, собаки, рации, камуфляж. Фигня полувоенная какая-то...
- Слышь, дети. Эти дети лес вынюхивают, а не чешут. Работать сутками могут. Не спят совсем. Я шестнадцать лет в ментовке, а такого - веришь? - никогда не видел. Не фигня всё это, вот что я скажу...
- Ну, научены, наверное. Может, делать больше нех#й им? Дома не ждёт никто?
- Да вот х#р поймёт... Учат они сами себя, одни - других. У них у всех жизнь своя, я спросил пару, пока в лесу шлялись. Дома ждут. Они в голову раненые, слышь, они реально ищут и хотят найти. Прям хотят. Все силы сливают.
- Бл#... Меня в этой тайге только командир и зарплата держат, вот честно.
- Та же х#рня. А у них, ты представь, техника как в кино, всё в компьютере, всё по-умному. Работу видать сразу толковую... Да одной власти сколько надо иметь, чтобы в этой ср#ни телефон нормально заработал?! Я был здесь год назад, вообще почти не ловило! А сейчас - как дома, на площади... Это они сделали, они, я точно знаю. Уговорили Мегафон. И всё - сами.
- Так это их антенна с мачтой у входа? Охренеть... Чёрти что творится... Люди сами захотели, собрались и делают. И лучше государства...
Поиск. Кировская область. Речной. ДК. Подслушано. "
Алексей Кандыба:
" Усатый сержант поёжился. На улице было ощутимо холодно, хотя и "плюс". Собака, лежавшая у его ног, поднялась, вильнула хвостом и ушла в тепло.
- Слушай, а кто у нас за стенкой спит? Чё за люди? - Кировский акцент стоящего рядом прапорщика невозможно было ни с чем спутать.
- Бл#, не поверишь, Сергеич. Волонтёры. Ну, добровольцы. Хрен знает откуда припёрлись.
- Типа, нахаляву нашу работу делать приехали?
- Вроде того. Да только очень они уж... Странные.
- Чё странные-то? Дети какие-то. Дети, собаки, рации, камуфляж. Фигня полувоенная какая-то...
- Слышь, дети. Эти дети лес вынюхивают, а не чешут. Работать сутками могут. Не спят совсем. Я шестнадцать лет в ментовке, а такого - веришь? - никогда не видел. Не фигня всё это, вот что я скажу...
- Ну, научены, наверное. Может, делать больше нех#й им? Дома не ждёт никто?
- Да вот х#р поймёт... Учат они сами себя, одни - других. У них у всех жизнь своя, я спросил пару, пока в лесу шлялись. Дома ждут. Они в голову раненые, слышь, они реально ищут и хотят найти. Прям хотят. Все силы сливают.
- Бл#... Меня в этой тайге только командир и зарплата держат, вот честно.
- Та же х#рня. А у них, ты представь, техника как в кино, всё в компьютере, всё по-умному. Работу видать сразу толковую... Да одной власти сколько надо иметь, чтобы в этой ср#ни телефон нормально заработал?! Я был здесь год назад, вообще почти не ловило! А сейчас - как дома, на площади... Это они сделали, они, я точно знаю. Уговорили Мегафон. И всё - сами.
- Так это их антенна с мачтой у входа? Охренеть... Чёрти что творится... Люди сами захотели, собрались и делают. И лучше государства...
Поиск. Кировская область. Речной. ДК. Подслушано. "
Вот встретить бы того, кто пишет сценарий моей жизни и спросить: у тебя совесть есть?!
- Ren
- Сообщения: 1707
- Зарегистрирован: 14 дек 2017, 12:35
- Награды: 1
- Благодарил (а): 2779 раз
- Поблагодарили: 2115 раз
Курилка
........
Незабудка, это и на самом деле так. Я с этими волонтерами столкнулся впервые лет 5-6 назад. Никак не мог понять, что их мотивирует. Нас понятно. Бывших не бывает. А это, чаще всего, с моей "колокольни", необученные сопляки. Хотелось гнать их в шею. Проще ментовской батальон пригнать. Но, когда их увидел в работе, начал взаимодействие. Пытаюсь удержать контакт между ними и ОВД. Сам для поисков мало пригоден, хоть и снаряжение имеется как для города, так и для леса. К сожалению у нас пока в ЛА небольшие неурядицы еще не закончились. Но волонтеры все равно "в строю". Более того, в рассылке ориентировок они нашли новые пути. Регистрируются где только можно и рассылают.
Глядя на них начинаешь понимать. В этом мире еще остались те, кто способен сочувствовать, для чего жизненные принципы не заканчиваются в том что ему удобно, остальное побоку.
А ведь они сами учатся, учат друг-друга. А когда наши приходят к ним на занятия они с удовольствием учатся. Между тем, у них есть семьи, их ждут дома. И машина на которой он привез группу, его личная. Он его сам купил, сам ремонтировал.
Кстати, по ЛА, можно было бы, тоже создать тему. Размещать в нем ориентировки. Не бог весть какая помощь. Но в этом деле любая мелочь может оказаться значимым. У нас тут практически вся Россия, иногда и больше. Те, кто не равнодушен, с региона поиска, могли бы рассылать эти ориентировки в группах, где они состоят. Особого труда для них это не составит, возможно и не поможет. Но, всегда есть но. Если эти сотни ориентировок спасут хоть одну жизнь, то оно того стоит.
Незабудка, это и на самом деле так. Я с этими волонтерами столкнулся впервые лет 5-6 назад. Никак не мог понять, что их мотивирует. Нас понятно. Бывших не бывает. А это, чаще всего, с моей "колокольни", необученные сопляки. Хотелось гнать их в шею. Проще ментовской батальон пригнать. Но, когда их увидел в работе, начал взаимодействие. Пытаюсь удержать контакт между ними и ОВД. Сам для поисков мало пригоден, хоть и снаряжение имеется как для города, так и для леса. К сожалению у нас пока в ЛА небольшие неурядицы еще не закончились. Но волонтеры все равно "в строю". Более того, в рассылке ориентировок они нашли новые пути. Регистрируются где только можно и рассылают.
Глядя на них начинаешь понимать. В этом мире еще остались те, кто способен сочувствовать, для чего жизненные принципы не заканчиваются в том что ему удобно, остальное побоку.
А ведь они сами учатся, учат друг-друга. А когда наши приходят к ним на занятия они с удовольствием учатся. Между тем, у них есть семьи, их ждут дома. И машина на которой он привез группу, его личная. Он его сам купил, сам ремонтировал.
Кстати, по ЛА, можно было бы, тоже создать тему. Размещать в нем ориентировки. Не бог весть какая помощь. Но в этом деле любая мелочь может оказаться значимым. У нас тут практически вся Россия, иногда и больше. Те, кто не равнодушен, с региона поиска, могли бы рассылать эти ориентировки в группах, где они состоят. Особого труда для них это не составит, возможно и не поможет. Но, всегда есть но. Если эти сотни ориентировок спасут хоть одну жизнь, то оно того стоит.
- Ren
- Сообщения: 1707
- Зарегистрирован: 14 дек 2017, 12:35
- Награды: 1
- Благодарил (а): 2779 раз
- Поблагодарили: 2115 раз
Курилка
И не надо все. Наиболее важные. В основном когда речь о детях и ситуация кажется серьезной. Я тоже буду поглядывать. А может и другие со временем найдутся. Ведь дело и на самом деле нужное, и главное это уже не болталогия а реальное действие.
- Незабудка
- Тиранка и сумасбродка
- Сообщения: 7688
- Зарегистрирован: 15 дек 2017, 15:24
- Награды: 2
- Откуда: Из прекрасного города Питера
- Благодарил (а): 7960 раз
- Поблагодарили: 8905 раз
Курилка
Ren, повторю - я подумаю, как это сделать...
Вот встретить бы того, кто пишет сценарий моей жизни и спросить: у тебя совесть есть?!
- Бурый Мишка
- Шериф этой территории
- Сообщения: 6635
- Зарегистрирован: 15 дек 2017, 15:33
- Награды: 10
- Откуда: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 4711 раз
- Поблагодарили: 4445 раз
Курилка
Hakushaku Rabe, Высокомерие....тик так.....
— Может, действительно, сейчас по пиву, а завтра все это с чистой головой?
— Железная логика — сейчас по пиву, а завтра с чистой головой.
— Железная логика — сейчас по пиву, а завтра с чистой головой.

- Яко-Хан
- Сообщения: 3519
- Зарегистрирован: 28 дек 2017, 22:22
- Награды: 3
- Откуда: Выборг
- Благодарил (а): 2174 раза
- Поблагодарили: 5139 раз
Курилка
Ulysses, не вам с Вороненком тягаться - он прекрасен в своем безобразии))
Это не Волшебник, который читает комментарии и отвечает именно на них - Ворон птица вольная, что придумал, на то и ответил)))
Ну когда в тебе проснется взрослая женщина?
Неужели вам так мешает её храп?© О. Громыко
" Несовершенство может найти каждый, но не каждый может найти из него дорогу к колбасе!" ©(один из авторов Литкульта)
Неужели вам так мешает её храп?© О. Громыко
" Несовершенство может найти каждый, но не каждый может найти из него дорогу к колбасе!" ©(один из авторов Литкульта)
- Яко-Хан
- Сообщения: 3519
- Зарегистрирован: 28 дек 2017, 22:22
- Награды: 3
- Откуда: Выборг
- Благодарил (а): 2174 раза
- Поблагодарили: 5139 раз
Курилка
совсем не в тему - ни Ворона, ни Волшебника специально "пинать" (звать) не требуется - сами проявляются, если хотят, конечно.
Ну когда в тебе проснется взрослая женщина?
Неужели вам так мешает её храп?© О. Громыко
" Несовершенство может найти каждый, но не каждый может найти из него дорогу к колбасе!" ©(один из авторов Литкульта)
Неужели вам так мешает её храп?© О. Громыко
" Несовершенство может найти каждый, но не каждый может найти из него дорогу к колбасе!" ©(один из авторов Литкульта)
- Яко-Хан
- Сообщения: 3519
- Зарегистрирован: 28 дек 2017, 22:22
- Награды: 3
- Откуда: Выборг
- Благодарил (а): 2174 раза
- Поблагодарили: 5139 раз
Курилка
так это не только у них))
В принципе, это нормальная реакция - "отстаньте, мне и без вас плохо!")))
Ну когда в тебе проснется взрослая женщина?
Неужели вам так мешает её храп?© О. Громыко
" Несовершенство может найти каждый, но не каждый может найти из него дорогу к колбасе!" ©(один из авторов Литкульта)
Неужели вам так мешает её храп?© О. Громыко
" Несовершенство может найти каждый, но не каждый может найти из него дорогу к колбасе!" ©(один из авторов Литкульта)
- Незабудка
- Тиранка и сумасбродка
- Сообщения: 7688
- Зарегистрирован: 15 дек 2017, 15:24
- Награды: 2
- Откуда: Из прекрасного города Питера
- Благодарил (а): 7960 раз
- Поблагодарили: 8905 раз
Курилка
Если с ребёнком случилась беда, кто-то должен "сесть"
+T-
Обычно я забирала старшую дочь из детского сада во время прогулки. И каждый день заставала одну и ту же сцену: дети играют на площадке, носятся, роются в песочнице, воспитательница сидит на скамейке и наблюдает, а рядом с ней всегда стоит одна и та же девочка.
В первый раз я не обратила на девочку внимания, во второй раз запомнила ее, чтобы проверить, будет ли она стоять завтра, в третий раз удивилась и подумала, что она, наверное, наказана таким способом, в четвертый решила спросить, что это за явление такое.
– А это Катя, – охотно объяснила мне воспитательница. – Ее мама каждый день приводит в белых колготках и требует, чтобы она возвращалась без единого пятнышка.
Катя-в-белых-колготках и, как я теперь заметила, в юбке и туфельках уныло посмотрела на нас. Катино положение было безвыходным: одну ее вместо прогулки никто в садике оставить не мог, других колготок к ней не прилагалось, а вокруг была веселая апрельская грязь по колено, в которой были не только дети, но и взрослые, и собаки, и машины, и даже окружающие дома…
* * *
Условные дети в белых колготках повсюду. Мы боимся, что они запачкаются, ударятся, что они вырастут бездельниками, испортят себе будущее, боимся гораздо больше, чем наши родители, для которых наши синяки были нормой. И мало того, что мы боимся этого сами – мы требуем от системы образования и от учителей, чтобы они боялись вместе с нами. И они боятся, потому что становятся в этих ситуациях крайними.
Общаясь по работе со многими учителями, я в последнее время стала все чаще и чаще слышать от них об одной и той же проблеме. Она состоит в том, что сегодняшний учитель и воспитатель гораздо в большей степени, чем учитель десяти-, пятнадцатилетней давности, несет ответственность за детей, причем как перед родителями этого ребенка, так и перед законом.
Как прекрасно сформулировал один из учителей, «раньше бывали просто несчастные случаи, а сегодня, если произошел несчастный случай, кто-то должен обязательно сесть». Этой репликой он резюмировал рассказ о том, как несколько лет назад на его ученика в походе внезапно упало дерево (к счастью, все обошлось). Случись это сегодня, да еще с последствиями, он оказался бы за решеткой, хотя за деревья в лесу он ответственности вроде бы не несет и прикрыть собой ребенка тоже может не успеть…
Кроме того, что учитель сегодня отвечает за все, в том числе за то, что подвластно разве что высшим силам, он обязан строго придерживаться инструкций, которые год от года требуют от него выполнения все более и более невыполнимых требований.
Иллюстрация из все той же походной темы: учителя говорят, что теперь им запрещено в походе ставить палатки под деревьями. В лесном походе – запрещено под деревьями.
Или не из лесной: чтобы отпустить взрослого ребенка из театра домой, куда учитель поехал с классом, учитель должен быть уверен, что ребенок сдал администрации бумагу с подписью родителей о том, что они разрешают ему уезжать с таких мероприятий самостоятельно (естественно, по всем остальным делам этот ребенок давно и прекрасно ездит по городу сам). А перед поездкой в театр он должен этим, например, 17-летним детям провести инструктаж по правилам безопасности – причем, замечу, он обязан это делать каждый раз, когда куда-нибудь выезжает с детьми.
А если все едут на автобусе, то до поездки в ГИБДД должна быть подана бумага с данными всех участников, а если едут за город, то в составе экспедиции обязательно должен быть человек с медицинским образованием (даже если он все 20 лет после института сидит дома с детьми или занимается дизайном интерьеров, что превращает это требование в очередной маразм).
И учитель просто не поведет детей в поход
Политика «учитель крайний», которая в последние годы последовательно проводится как минимум в московских школах, привела к серьезным и далеко идущим последствиям. Учитель не хочет садиться в тюрьму – простим ему это естественное человеческое желание, – и делает все, чтобы этого избежать. А как не сесть из-за упавшего в походе дерева? Очень просто: не водить детей в поход.
А вот еще картинка: второй класс, звенит звонок, перемена, учитель громко сообщает детям, что они могут взять свои телефоны и поиграть. Дети, довольные, расходятся по углам класса с гаджетами. На мой осторожный вопрос – мол, а что, вы не возражаете против игр на телефоне, да еще и в школе? – учитель убежденно говорит:
– Конечно, пусть играют! Иначе же они будут бегать по коридору, еще расшибутся!
Другая история: папа приводит ребенка в сад и с утра объясняет воспитателю, что, если вечером на ребенке будет хотя бы один синяк, учитель закончит свой день в прокуратуре. Что бы вы сделали на месте воспитателя, у которого с такого заявления начался рабочий день? Правильно – оградили бы ребенка от любой двигательной активности и от общения с другими детьми.
На тебе пластилин, сиди тут и никуда не уходи, авось не расшибешься.
Это говорит не только о большей, чем раньше, беззащитности учителя или о бюрократизации и абсурдной регламентации школьной жизни (хотя и об этом тоже), но и о том, что родители сегодня транслируют школе куда более высокие, чем раньше, требования к безопасности ребенка.
* * *
Милые школьные игры из нашего детства, типа «слона», когда мы прыгали друг через друга, или когда целью игры было догнать соперника и отвесить ему пинка, сегодня в московских школах попросту невозможны.
Не первый год по сетям бродит шутка о том, что мы ездили без автокресел, ели зеленые соседские яблоки и при этом как-то выжили.
Я помню школьные драки и разборки, помню многое, но не помню, чтобы кто-то из-за этого писал в департамент (хорошо, в РОНО) или шел в суд. Более того: я почти уверена, что родители об этом ничего не знали.
Мы убегали с уроков. В сегодняшнем мире у наших детей просто технически нет такой возможности: их не выпустят из школы до окончания занятий. Да, у нас бывали самые разные приключения (поэтому я с недоверием отношусь к мысли о том, что «тогда» было безопаснее), и, оглядываясь назад, я понимаю, что некоторые из них, в общем-то, чудом закончились хорошо.
Но при этом мы тогда, не зная слов «дозированный риск» и «развивающий дискомфорт», получали некий опыт, учились чему-то важному, тому, чему нас не учили в школе, и поддерживали в нужном состоянии уровень адреналина, не прибегая к стимуляторам в виде компьютерных игр и экстремального спорта.
А до школы у нас был двор, и мы пришли в первый класс, уже умея общаться, договариваться в играх, зная правила и то, как и где их можно обойти, а где обходить нельзя, понимая, когда бывает больно и опасно, что можно, а что нельзя – мы это ЗНАЛИ, а не НАМ РАССКАЗАЛИ.
Нынешние родители потеряли чувство меры
А нынешних детей заворачивают в вату, опекают и оберегают, шагу не дают ступить, а потом раз! – и выпускают во взрослую жизнь. На тебе автомат, защищай родину. Иди работай, обеспечивай себя сам. Вот тебе жена, вот ребенок, это теперь твоя ответственность. А дети далеко не всегда вообще знают это слово.
Конечно, безопасность важна и нужна, и я сама провожу занятия для детей и родителей на эту тему. Однако для меня главное слово, которое я выучила за время своего родительства, – это мера. Все должно быть в меру – и осторожность, и родительская забота, и помощь, и самостоятельность, и контроль, и доверие.
Хорошо, если бы об этом вспомнили департамент и министерство образования.
+T-
Обычно я забирала старшую дочь из детского сада во время прогулки. И каждый день заставала одну и ту же сцену: дети играют на площадке, носятся, роются в песочнице, воспитательница сидит на скамейке и наблюдает, а рядом с ней всегда стоит одна и та же девочка.
В первый раз я не обратила на девочку внимания, во второй раз запомнила ее, чтобы проверить, будет ли она стоять завтра, в третий раз удивилась и подумала, что она, наверное, наказана таким способом, в четвертый решила спросить, что это за явление такое.
– А это Катя, – охотно объяснила мне воспитательница. – Ее мама каждый день приводит в белых колготках и требует, чтобы она возвращалась без единого пятнышка.
Катя-в-белых-колготках и, как я теперь заметила, в юбке и туфельках уныло посмотрела на нас. Катино положение было безвыходным: одну ее вместо прогулки никто в садике оставить не мог, других колготок к ней не прилагалось, а вокруг была веселая апрельская грязь по колено, в которой были не только дети, но и взрослые, и собаки, и машины, и даже окружающие дома…
* * *
Условные дети в белых колготках повсюду. Мы боимся, что они запачкаются, ударятся, что они вырастут бездельниками, испортят себе будущее, боимся гораздо больше, чем наши родители, для которых наши синяки были нормой. И мало того, что мы боимся этого сами – мы требуем от системы образования и от учителей, чтобы они боялись вместе с нами. И они боятся, потому что становятся в этих ситуациях крайними.
Общаясь по работе со многими учителями, я в последнее время стала все чаще и чаще слышать от них об одной и той же проблеме. Она состоит в том, что сегодняшний учитель и воспитатель гораздо в большей степени, чем учитель десяти-, пятнадцатилетней давности, несет ответственность за детей, причем как перед родителями этого ребенка, так и перед законом.
Как прекрасно сформулировал один из учителей, «раньше бывали просто несчастные случаи, а сегодня, если произошел несчастный случай, кто-то должен обязательно сесть». Этой репликой он резюмировал рассказ о том, как несколько лет назад на его ученика в походе внезапно упало дерево (к счастью, все обошлось). Случись это сегодня, да еще с последствиями, он оказался бы за решеткой, хотя за деревья в лесу он ответственности вроде бы не несет и прикрыть собой ребенка тоже может не успеть…
Кроме того, что учитель сегодня отвечает за все, в том числе за то, что подвластно разве что высшим силам, он обязан строго придерживаться инструкций, которые год от года требуют от него выполнения все более и более невыполнимых требований.
Иллюстрация из все той же походной темы: учителя говорят, что теперь им запрещено в походе ставить палатки под деревьями. В лесном походе – запрещено под деревьями.
Или не из лесной: чтобы отпустить взрослого ребенка из театра домой, куда учитель поехал с классом, учитель должен быть уверен, что ребенок сдал администрации бумагу с подписью родителей о том, что они разрешают ему уезжать с таких мероприятий самостоятельно (естественно, по всем остальным делам этот ребенок давно и прекрасно ездит по городу сам). А перед поездкой в театр он должен этим, например, 17-летним детям провести инструктаж по правилам безопасности – причем, замечу, он обязан это делать каждый раз, когда куда-нибудь выезжает с детьми.
А если все едут на автобусе, то до поездки в ГИБДД должна быть подана бумага с данными всех участников, а если едут за город, то в составе экспедиции обязательно должен быть человек с медицинским образованием (даже если он все 20 лет после института сидит дома с детьми или занимается дизайном интерьеров, что превращает это требование в очередной маразм).
И учитель просто не поведет детей в поход
Политика «учитель крайний», которая в последние годы последовательно проводится как минимум в московских школах, привела к серьезным и далеко идущим последствиям. Учитель не хочет садиться в тюрьму – простим ему это естественное человеческое желание, – и делает все, чтобы этого избежать. А как не сесть из-за упавшего в походе дерева? Очень просто: не водить детей в поход.
А вот еще картинка: второй класс, звенит звонок, перемена, учитель громко сообщает детям, что они могут взять свои телефоны и поиграть. Дети, довольные, расходятся по углам класса с гаджетами. На мой осторожный вопрос – мол, а что, вы не возражаете против игр на телефоне, да еще и в школе? – учитель убежденно говорит:
– Конечно, пусть играют! Иначе же они будут бегать по коридору, еще расшибутся!
Другая история: папа приводит ребенка в сад и с утра объясняет воспитателю, что, если вечером на ребенке будет хотя бы один синяк, учитель закончит свой день в прокуратуре. Что бы вы сделали на месте воспитателя, у которого с такого заявления начался рабочий день? Правильно – оградили бы ребенка от любой двигательной активности и от общения с другими детьми.
На тебе пластилин, сиди тут и никуда не уходи, авось не расшибешься.
Это говорит не только о большей, чем раньше, беззащитности учителя или о бюрократизации и абсурдной регламентации школьной жизни (хотя и об этом тоже), но и о том, что родители сегодня транслируют школе куда более высокие, чем раньше, требования к безопасности ребенка.
* * *
Милые школьные игры из нашего детства, типа «слона», когда мы прыгали друг через друга, или когда целью игры было догнать соперника и отвесить ему пинка, сегодня в московских школах попросту невозможны.
Не первый год по сетям бродит шутка о том, что мы ездили без автокресел, ели зеленые соседские яблоки и при этом как-то выжили.
Я помню школьные драки и разборки, помню многое, но не помню, чтобы кто-то из-за этого писал в департамент (хорошо, в РОНО) или шел в суд. Более того: я почти уверена, что родители об этом ничего не знали.
Мы убегали с уроков. В сегодняшнем мире у наших детей просто технически нет такой возможности: их не выпустят из школы до окончания занятий. Да, у нас бывали самые разные приключения (поэтому я с недоверием отношусь к мысли о том, что «тогда» было безопаснее), и, оглядываясь назад, я понимаю, что некоторые из них, в общем-то, чудом закончились хорошо.
Но при этом мы тогда, не зная слов «дозированный риск» и «развивающий дискомфорт», получали некий опыт, учились чему-то важному, тому, чему нас не учили в школе, и поддерживали в нужном состоянии уровень адреналина, не прибегая к стимуляторам в виде компьютерных игр и экстремального спорта.
А до школы у нас был двор, и мы пришли в первый класс, уже умея общаться, договариваться в играх, зная правила и то, как и где их можно обойти, а где обходить нельзя, понимая, когда бывает больно и опасно, что можно, а что нельзя – мы это ЗНАЛИ, а не НАМ РАССКАЗАЛИ.
Нынешние родители потеряли чувство меры
А нынешних детей заворачивают в вату, опекают и оберегают, шагу не дают ступить, а потом раз! – и выпускают во взрослую жизнь. На тебе автомат, защищай родину. Иди работай, обеспечивай себя сам. Вот тебе жена, вот ребенок, это теперь твоя ответственность. А дети далеко не всегда вообще знают это слово.
Конечно, безопасность важна и нужна, и я сама провожу занятия для детей и родителей на эту тему. Однако для меня главное слово, которое я выучила за время своего родительства, – это мера. Все должно быть в меру – и осторожность, и родительская забота, и помощь, и самостоятельность, и контроль, и доверие.
Хорошо, если бы об этом вспомнили департамент и министерство образования.
Вот встретить бы того, кто пишет сценарий моей жизни и спросить: у тебя совесть есть?!