День первый. Рассказ Элизы

Ответить
Аватара пользователя
Евушка
Сообщения: 1638
Зарегистрирован: 03 янв 2018, 20:41
Награды: 3
Откуда: Эдемский сад
Благодарил (а): 1112 раз
Поблагодарили: 2821 раз

День первый. Рассказ Элизы

Сообщение Евушка »

День первый. Рассказ Элизы.

Чертополоховый цветок

Узкие полоски света протиснулись сквозь щели ставней, резко обозначились в полумраке комнаты. В них заиграли, затанцевали пылинки. Всеволод неподвижно лежал на смятой постели и неотрывно наблюдал за их кружением. Смутные мысли его, истерзанные очередной бессонницей, тоже двигались хаотично, вот только не были столь же легки. Сбитые простыни больно врезались в тело, шея затекла на подушке.
Да и подушка ли это? Жалкий, сырой комок, улитый слезами, где смутные думы, обмазанные дегтем разочарований, как на потеху, вывалялись в пуху. Они нелепы и смешны, и он смешон. Смешон и жалок!
Воспаленные глаза устали наблюдать за летающей суетой, появилась резь. Он крепко зажмурился, часто заморгал, освобождаясь от остатков слез. Перед мысленным взором всплыла недавняя картина.
Она, в белоснежном, кружевном пеньюаре, тонкая, словно веточка в облаке цвета, прижимается лбом к стеклу окна и уверенным движением остригает светлые локоны. Шелковое золото только что ласкало подставленное им лицо, шею, плечи, опьяняя ароматом жасминовой воды. Теперь это ненужный сор у ее ног. Остриженные вихры небрежно торчат во все стороны. Она смеется, а он плачет.
Нет! Это не может так продолжаться! Он сам должен положить всему конец!
— Андрон! — крикнул он камердинера.
На зычной «о» голос «дал петуха». Всеволод прочистил горло:
— Милейший, подай платье и вели-ка сварить кофий.
Но на зов никто не пришел.
***
Все утро понедельника Юлия, сотрудница дома-музея поэта Всеволода Стародубцева, под чутким руководством администрации инспектировала фонд. Понедельники она не любила. Директор дома-музея, Ада Львовна, пользуясь отсутствием посетителей, получала Юлю в свое полное распоряжение. В эти моменты в ней просыпался дух наставничества. Все отведенное время она посвящала передаче своего богатого опыта в области музейного дела молодому поколению в Юлином лице. Хоть она и не видела в подчиненной особых перспектив для карьерного роста, ход времени никто не отменял. Правда директор была вполне ещё молода, даже хороша собой и вовсе не выглядела на свои годы, (хоть к делу это отношения и не имело, но все-таки приятно). Но особое ощущение быстротечности времени — отличительная черта хорошего хранителя. Проще говоря, пенсия «нагрянет, когда ее совсем не ждёшь», а доверить заботу об усадьбе первому встречному кандидату искусствоведения? Ну, нет уж! Преемника она воспитает сама, чего бы ей это не стоило..
— Кофейная пара «Цветки чертополоха» из семейной коллекции, — в Юлином голоске звенели бодрые нотки.
Ада Львовна, втянула голову в острые плечи, кончиком пальца помассировала точку между собольими бровками чуть выше точеной горбинки носа.
— Извините, — сглотнула Юля, продолжила уже тише. — Розенбургский фарфор. Одна тысяча девятисотый год. Автор, предположительно, Хельмут Кох. Приобретена на Всемирной Выставке в Париже. Ада Львовна, этот тот самый «яичный» фарфор?
Директор согласно кивнула гладко зачесанной головой, будто сама была фарфоровым болванчиком из семейной коллекции. Отложив в сторону «амбарную книгу», начала лекцию:
— Юленька, обратите внимание, смесь глин, во-первых, дает тот необходимый оттенок слоновой кости, а во-вторых, позволяет добиться летящих линий, утонченных, изогнутых и, в то же время, угловатых форм. Как раз то, что нужно ар-нуво. Мастер стремился передать…
Но Юля совсем не вникала! Держа причудливую чашечку на вытянутой руке, она завертелась в центре гостиной. Ей хотелось поймать луч света, чтобы увидеть тот самый особый эффект, которым славился Розенбургский фарфор — тончайшие стенки позволяли разглядеть внешний узор, даже с внутренней, не расписанной поверхности.
Ада Львовна прыжком охотящейся пантеры оказалась рядом с воспитанницей. Мягким, но уверенным движением, перехватила экспонат, словно это был не предмет, а хрупкая бабочка редкой породы, оставшаяся на планете в единственном экземпляре. Юле был послан испепеляющий взгляд. Чашечка, перестав подвергаться риску, вернулась на место, в сервант красного дерева, к своей паре — блюдцу в форме угловатого листа чертополоха. Ада хотела уже прикрыть створки, но остановилась и поправила положение экспонатов, совместив линии узора. Теперь цветок плавно продолжался в росписи блюдца. Дверцы сомкнулись. Юле на миг представилось, что чашечка — это юная инокиня, насильно затворенная в стенах монастыря.
— Ада Львовна, а вы как думаете, ее когда-нибудь использовали по назначению?
— Конечно. Пара была в обращении. Всеволод Евграфьевич был человек иного строя мыслей. Мир вещей не имел для него значения, он не осознавал их ценности.
— А вам самой никогда не хотелось кофе из нее попить?
Юле был послан очередной убийственный взгляд.
— Этих вещей касались пальцы гения… его уста… На мой взгляд, это кощунство!
— Адочка Львовночка, — взмолилась девушка, — я же в шутку!
Хоть ее и не удостоили ответом, Юля не теряла надежды исправить положение.
— Говорят, если попить из чужой чашки, можно узнать мысли того, кто пил из нее последним.
— Мракобесие!
— А вдруг, нет. У Всеволода Евграфьевича столько незаконченных стихов…
— О, да…

…Твой дар изыскан и прекрасен,
Но разве я представить мог,
Сколь будет для меня опасен…

Недосказанность повисла в воздухе неразрешенным диссонансом, и обе женщины, прислушавшись к томительной тишине, шумно вздохнули.
***
В доме царила томительная тишина. Никого не было ни в гостиной, ни в столовой. Не гремели посудой на кухне, не гомонили в людской, не бранились в дворницкой.
«Быть может праздник сегодня? Вот и ушли все в церковь, на молебен, а потом на гуляния пойдут... Андрон мне что-то говорил про это… Точно, говорил. Но я вовсе не помню, что! Не до того мне было, совершенно не того! Но… А как же кофий? Я не могу без кофия! К тому же такой решительный шаг предстоит… Что же?! Ах, ты Господи! Да вот же! В кофейнике на столе. Все готово! Остыл только, наверное? Ай! Ну вот, палец ожог! Какой же я все-таки…»
Темный поток наполнил изысканную чашечку. На разогретых горячим напитком фарфоровых стенках, цветки чертополоха, казалось, проступили ярче, заиграли оттенками. Мельчайшие лепесточки, филигранно вырисованные умелой рукой, словно ожили, затрепетали. Стебли потянулись вверх, шипы заострились. Превозмогая боль жжения, Всеволод подушечкой пальца провёл по выпуклым контурам росписи.
«Они прекрасны! Они восхищают и беспощадно ранят! Позволяют любоваться и карают за это! Они вонзают свои шипы, даже будучи нарисованными. О! Она знала, что подарить ему на прощание! Жестокая! Беспощадная! И прекрасная! И это все, что ему осталось». Даже не притронувшись к напитку, он поставил чашечку на подоконник и пошел в кабинет за морфием…
***
Ада Львовна твердо решила закончить дела до перерыва на обед, чтобы принимать пищу со спокойной совестью. Тут она поняла, что совершенно закрутилась с этой легкомысленной девчонкой и оставила «амбарную книгу» в гостиной. Проходя мимо окна, она почувствовала недоброе. Что-то зацепило ее взгляд, нечто странное было на подоконнике, совершенно невозможное. Ада Львовна на ходу обернулась и чуть не упала, налетев на ограждения.
На подоконнике стояла та самая фарфоровая чашечка из коллекции семейного фарфора! Манящий кофейный аромат наполнял пространство гостиной.
— Юля!!!
Спустя несколько секунд девушка стояла перед разгневанной начальницей. Глядя в направлении, куда указывал начальственный перст, глазастенькая Юля стала похожа на обескураженного лемура. Ада Львовна уже набрала полные легкие воздуха, но выдохнуть так и не успела. Юля, поняв в этой ситуации что-то своё, прытью влюбленного в хозяйку спаниеля, кинулась с объятиями:
— Ада Львовна! Так вы все-таки решились?! Какая ж вы! Пейте, скорее! А вдруг и правда случится… «Сколь будет для меня опасен…» Пейте! Я за печеньками!
— За печеньками?! — побагровела начальница. — Немедленно уберите это!
Ничего не понимающая Юля кинулась к подоконнику.
— Стойте!
Окрик заставил девушку не только замереть на месте, но даже слегка присесть.
— Не прикасайтесь.
Ада Львовна решительно направилась к окну сама, обходя Юлю стороной, будто та представляла опасность для человечества. Подхватив с подоконника чашку, бережно, словно раненную птицу, она устремилась спасать бесценный экспонат.
***
— Андрон! Голубчик, ты куда чашку с кофием убрал?
«Эх, старый он у меня. А проворный какой! Вон, уже управился. И помыл, и в буфет поставил, и сам куда-то запропастился.»
— Андрон!
Немного подождав, Всеволод принялся сам варить себе кофий. Мысли его были далеко, примерно в районе Монмартра. И пока они возвращались в родное Озерцево, кофий успел сделать подлость и благополучно «убежал», залив плиту. Гадкий запах гари, не имеющий ничего общего с благородным кофейным ароматом, погнал Всеволода на террасу. Там, на свежем воздухе, он принялся вкушать то, что успел отвоевать у кофейника и придаваться раздумьям.
Вкус у кофия был не тот, вероятно, это и привело к мысли о самоубийстве. Идея Всеволоду понравилась. Он прикинул, что морфия, вполне хватит, чтобы свести с жизнью счеты. Умереть во сне — это прекрасно. Ей это, конечно, понравится. Она улыбнется сквозь слезы, запрокинет голову, зальется смехом, «Как мило!» — прошепчет. В Сен-Пьер-де Монмартр она поставит свечку за упокой, а потом отправится прогуляться по кладбищу Кальвэр. Там самые роскошные заросли чертополоха. Раня пальцы о шипы, не издав ни звука, сломит цветок и…
…Твой дар изыскан и прекрасен….
Всеволод безутешно разрыдался и сочинил свою первую в жизни поэтическую строчку.
***
На террасе, в потоках свежего воздуха, Ада Львовна обрела душевный покой. Размышляя о молодом поколении, она сменила гнев на милость, решила ограничиться вынесением замечания сроком на месяц. Это дисциплинирует, безусловно. Поступок Юли объяснила себе инфантильностью и ребячеством. Это ж надо додуматься! И что за вера в мистицизм? То ли место это так действует на не окрепший ум. Всеволод Евграфович и сам был мистически настроен — все эти спиритические сеансы, гадания, этот язык цветов… А все она — это женщина-вамп, бездушная француженка, вертихвостка… Разбила сердце!
Ада Львовна поняла, что снова разнервничалась. Волосы собранные на затылке в тугой пучок нещадно тянули голову. Она вынула шпильки встряхнула густой каштановой копной.
***
Всеволод одним глотком выпил остывший кофе, вздрогнул от отвращения, перевернул чашечку над блюдцем. Подождав немного, пока гуща оставит узор для толкования, он мысленно задал вопрос о грядущем и воззрился на кофейный рисунок. Его взору предстал расцветший на дне и стенках цветок чертополоха. Всеволод обреченно вздохнул. Вдруг капля кофейной гущи пришла в движение, скользнула по поверхности, меняя контуры рисунка. Цветок превратился в изысканный и утонченный, полный чарующего очарования женский профиль, в обрамлении свободно падающих, струящихся прядей. Дыхание перехватило от восхищения. Всеволод кинулся в комнаты за бумагой и тушью, чтобы сделать набросок, в спешке запнулся о порог, выпустил чашку из рук. Раздался звон.
***
Ада Львовна вздрогнула, как от удара. Она сразу поняла, что произошло. Медленно, слишком медленно для живого человека, она повернулась ко входу в дом и, с трудом переставляя не слушающиеся ноги, вошла в гостиную. Юля застыла на пороге, зажав ладошками крик ужаса, пытающийся вырваться наружу.
Посреди комнаты валялись осколки.
Встретившись взглядом с Адой, Юля усилием воли отняла ладони от лица и прошептала:
— Это не я.
— Заявление, — так же шепотом отозвалась Ада Львовна, опустилась на колени перед погибшей реликвией и медленно, по одному стала собирать осколки в батистовый платочек. Пальцы ранились об острые сколы, Ада не издавала ни звука.
Юля не могла пошевелиться, она деже не могла оторвать взгляда от женщины, сидящей посреди комнаты на коленях, в позе плакальщицы, с распущенными волосами и скорбью во взоре.
Вдруг девушка вздрогнула и бросилась из комнаты прочь.
Спустя час, дверь в кабинет директора тихонько приоткрылась.
— Ада Львовна, можно?
Ада, не отрываясь от реставрации, кивнула гладко зачесанной головой и уверенным жестом посадила на место последний фрагмент. Цветок чертополоха на стенках чашечки обрел свою целостность.
— Вот, заявление.
Ада приняла листок, пробежалась по нему рассеянным взглядом и разорвала на четыре части.
— Завтра экскурсия, постарайтесь на этот раз без опозданий.
Следующие полчаса Ада Львовна выслушивала чушь о призраке поэта, появляющегося в усадьбе в только раз в году, в день написания первого стиха. Утирая потоки слез с девичьего лица батистовым платочком, согласно кивала, повторяя, как заговор: «всякое бывает» и «такое случается». Мыслями же она была далеко. Успокоившись, Юлия положила на стол начальнице старую тетрадь в сафьяновом переплете. Ада сразу узнала дневник поэта, каждую строчку из которого, помнила наизусть.
— Сейчас… — Юля торопливо, но очень бережно перелистывала страницы в поисках нужной. — Вот.
В углу, наискосок, размашистым почерком были начертаны следующие строки:
С
Судьбы разбилась чаша,
Но сердце…
На веки сердце ваше…

Центр страницы занимал рисунок тушью — женский профиль, изысканный и утонченный, в обрамлении струящихся волос.
— Ада Львовна, ведь это вы!
— Не говори глупости, Юля! — от такой наивности Ада сама не заметила, как впервые перешла «на ты».
— Точно вам говорю. Тогда, в гостиной я, как увидела вас, просто мороз по коже. Да что же вы! Ну распустите волосы!
Ада, уставшая от потрясений дня, уже не могла сопротивляться девичьему напору, она только морщилась и махала руками.
— Ну, пожалуйста, очень вас прошу! Ну что вам стоит?!
Не дожидаясь согласия, осмелевшая Юлия сама начала вынимать шпильки, поддерживающие прическу. Волосы посыпались вниз, покрывая острые плечи, преображая Аду из железной леди в диву с портрета из дневника.
— Ада Львовна… вы…
Ада небрежно встряхнула головой откидывая пряди назад:
— Юленька, будьте так добры, сделайте мне кофе, что-то я устала за день.
Юля со всех ног кинулась исполнять просьбу.
Ада осторожно взяла склеенную чашечку. Клей схватился. Стыки были заметны, но аккуратны. Затаив дыхание, она поднесла пустую чашку к губам.
—Твой дар изыскан и прекрасен, — зазвучал совсем рядом приятный баритон.
— Но разве я представить мог,
Сколь будет для меня опасен…
Голос стих, во след ему Ада прошептала одними губами:

— Чертополоховый цветок.
:girl_angel: и.о. ангела утренней зари

Аватара пользователя
Волшебник
Почётный стриптизёр
Сообщения: 12274
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 06:00
Награды: 11
Откуда: Хабаровский край
Благодарил (а): 8699 раз
Поблагодарили: 7375 раз

День первый. Рассказ Элизы

Сообщение Волшебник »

Я прям даже не знаю что сказать... Всё это так здорово написано, красивая история, но вот концовка...
Для начала меня смущает сам поэт, который плакал от того, что его девушка бросила. Я бы еще понял если девушка, но мужчина... Он подросток что ли, плакать в подушку из-за расставания? Но это не так существенно.
Больше всего меня смущает это финальный твист. Ада Львовна является точной копией той девушки, которая поэта бросила. И что это значит? Это переселение душ? Ада Львовна таким образом делает искупление за своё расставание с поэтом? Она его бросила тогда и теперь судьба заставляет хранить память о нём? Или это сходство во внешности просто совпадение? И призрак поэта ошибочно пытается с ней контактировать, приняв Аду Львовну за возлюбленную? Ада Львовна знает о призраке и поэтому не реагирует? Или она материалист и поэтому не реагирует на слухи о призраке?

То есть, рассказ о связи времен получился очень красивым и атмосферным, но вот концовку автор не довёл до логического многоточия. Плюс ко всему, автор не раскрыл любовный компонент. Только мельком он упомянул, что поэта бросила девушка, а дальше весь рассказ является большим описанием попытки попить кофе. Да, он плакал, когда-то, но дальше будто вообще забыл о существовании этой девушки, даже имя не упоминается. И тем не менее, почему-то она играет в его жизни такую важную роль, что спустя годы, её образ воплотился в Аде Львовне.

Единственный разумным объяснением всего рассказа является то, что девушка бросившая поэтом, на самом деле муза. Она была с ним в отношениях, "вдохновила" его, после чего тот стал писать стихи. Но спустя годы, та же самая муза, стала хранительницей всего наследия поэта. Ада Львовна и её копия из прошлого, являются на столько любовными образами, а сколько богинями творчества.

А может всё гораздо проще и поэтичней. Рассказ потому называется "Чертополоховый цветок", потому что бросившая поэта девушка, как раз и стала таким цветком. Она красивая, больно уколола и крепко прилипла. И настолько крепко прилипла что держится с ним до сих пор. То есть Ада Львовна это не столько призрак, а сколько образ, который поэт продолжает удерживать рядом.

Но какая версия самая точная, знает только автор.)

Аватара пользователя
Алексей2014
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 30 окт 2018, 09:08
Награды: 5
Откуда: Ойкумена
Благодарил (а): 765 раз
Поблагодарили: 759 раз

День первый. Рассказ Элизы

Сообщение Алексей2014 »

Всё бы хорошо, но "поэтические красоты" здесь, скорее, помесь декадентства с акмеизмом", что само по себе режет глаз, как букет из чертополоха в изящной вазе. Меня увлёк не сюжет - даже Автор признает, что он довольно заезжен - но всплывшие ассоциации. Да-да, именно с чертополохом!
Сначала, естественно, "символ Шотландии". Почти без перехода - толстовский "Хаджи-Мурат" и рассуждения о контрасте цветка с другими... А потом, неожиданно, мысль перескочила на "Каменный цветок" (хотя Данила-мастер взял для образца дурман). Видимо, это произошло потому, что - как и у героя Бажова - пресловутый цветок "не выходит". Красоту эпитетов и поэзию образов, лиричность и аллегорию сюжета - всё заслонили "колючки" мелких стилистических неточностей... Может, я ошибаюсь, и Автор всё выверил "донельзя", однако с впечатлением - личным! - не поспоришь. Посему - извините, спасибо, но... Не поэт я, видимо: не проникся.
Спорить зря со мною пытаешься ты, юный падаван!

Аватара пользователя
Евгений3
Сообщения: 2902
Зарегистрирован: 16 янв 2018, 15:43
Награды: 9
Благодарил (а): 5042 раза
Поблагодарили: 4747 раз

День первый. Рассказ Элизы

Сообщение Евгений3 »

А вот тут я повременю со своей оценкой.
Задумка у автора не шуточная, старания в рассказ вложено не мало, но...
Так же очевидно, что торопливость автора подвела, и дело вовсе не в описках, которые здесь присутствуют. Дело в самой истории.
Короче, нужно перечитать и ещё раз всё обдумать.

Аватара пользователя
Диана Тим Тарис
Массовик-затейник
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 26 дек 2017, 07:29
Награды: 17
Откуда: Ангарск
Благодарил (а): 10219 раз
Поблагодарили: 7190 раз

День первый. Рассказ Элизы

Сообщение Диана Тим Тарис »

Спасибо, Элиза.
Мне ваш рассказ очень понравился. Атмосферно, в меру чопорно, в меру изысканно.
Придираться к мелочам у меня желания не возникло. Пусть скептики этим занимаются.
Благодарный читатель/слушатель предпочитает эмоции. Я из таких.
А эмоции здесь есть, красивости к месту, история интересная и приятная во всех отношения.
Всегда есть то, что хочется запомнить. Но есть и то, что хочется забыть...

"С такой женщиной одна ночь может быть визитом в рай, но жизнь с ней - это сущий ад. Слишком много у нее тараканов на квадратную извилину..."

Аватара пользователя
constp
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 27 янв 2019, 09:52
Награды: 6
Откуда: Заполярье
Благодарил (а): 152 раза
Поблагодарили: 789 раз
Контактная информация:

День первый. Рассказ Элизы

Сообщение constp »

Ничего не понял.
Написано красиво, однако!
Так всё гладко, складно...
Это же надо так уметь писать, чтобы я ничегошеньки не понял.
Но всё равно, красиво написано!

Удачи!
"Каждый автор в ответе за рассказы, которые он написал".
Чукча. (С), однако.

Аватара пользователя
Евушка
Сообщения: 1638
Зарегистрирован: 03 янв 2018, 20:41
Награды: 3
Откуда: Эдемский сад
Благодарил (а): 1112 раз
Поблагодарили: 2821 раз

День первый. Рассказ Элизы

Сообщение Евушка »

Алексей2014!!!

Комментарий от Элизы:
Здравствуйте! Можно как-то передать художнику от меня, как от автора рассказа, не раскрывая анонимность, мои восхищения иллюстрацией. Это замечательно! Яичный фарфор удался! Само настроение подхвачено очень точно! Огромное ему спасибо!
:girl_angel: и.о. ангела утренней зари

Аватара пользователя
Волшебник
Почётный стриптизёр
Сообщения: 12274
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 06:00
Награды: 11
Откуда: Хабаровский край
Благодарил (а): 8699 раз
Поблагодарили: 7375 раз

День первый. Рассказ Элизы

Сообщение Волшебник »

Евушка писал(а):
29 авг 2020, 12:18
Комментарий от Элизы:
Здравствуйте! Можно как-то передать художнику от меня, как от автора рассказа, не раскрывая анонимность, мои восхищения иллюстрацией. Это замечательно! Яичный фарфор удался! Само настроение подхвачено очень точно! Огромное ему спасибо!
Ради такого подарка, стоило конкурс проводить)! :good:
Или принять в нём участие)!

Ответить

Вернуться в «Декамерон... Конкурс новелл о любви»